Пронина Валентина
Методические рекомендации по постановке рук. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
20.06.10 00:44

Автор - Валентина Пронина.

Это самый сложный прцесс в обучении ире на арфе.
Для начала ребенку необходимо сделать упражнение "Буратино":встать прямо,руки в стороны на уровне плеч,от локтя до кончиков пальцев необходимо расслабить руки,что бы они висели как у деревянной куклы.Проверяестся это так:педагог мягко толкает руку и она сама покачивается.
Это упражнение призвано научить ребенка расслаблять определенные группы мышц.Еще одно упражнение на эту же задачу.Педагог берет ученика за руку и мягко теребит его пральцы,они должны быть расслаблены и послушны.Во время упражнения луше всего разговаривать с учеником на отвлеченные темы.
Затем можно приступать к собственно постановке рук.
Для начала расскажите ребенку о том, что арфисты играю пальцами и непосредственно подушечками пальцев "цепляются" за струны.Затем покажите(без инструмента)как мы играем на арфе:пальчики должны быть мягко зажаты в кулачок и стремиться к основанию ладони,большой палец отставлен и прямой.Это очень похоже на обще принятый знак "Все отлично".Так показывайте ученику"Как мы играем?Отлично!!!"(показываете большие пальцы).Это обычно настраивает на положительный лад.Ученик уже програмируется на хорошое настроение и то,что у него уже получается кое-что.

Затем это "отлично" прислоняем к струне.Обьясните что "бодаться",т.е. ставить палец перпендикулярно к струне нельзя(маленьким объясняете,что арфа обидется),надо прислонять,т.е. ставить егопочти параллельно к струне ,слегка захватывая ее уголком подушечки.1-я палец должен стремиться к "звездам",т.е. вверх.Затем можно подставить 2-й палец.Для этого из ладони вынимается указательный палец и ставиться "козо рогатая",т.е. 1-й палец вверх (один рог),2-й палец ставится на соседнюю струну вниз(второй рог.Лучше показать эту "козу" сначала без инструмента,обяснив что 2-й палец должен быть круглым,как кошачья лапка.При постановке на струну,палец ставится на кончик подушечки.Внимательно нужнол следить за фалангами-они не должны прогибаться,они выгибаются,т.е. они круглые,как будто мячик в ладошке спрятали.


Когда 2-й палец встает на струну так же необходимо следить за пространством между 1-м и 2-м пальцами.Оно обязано быть."Посадите" туда какое-нибудь мелкое животное-мышонка,птенца,цыпленка,Чипа и Дейла,и т.д.Главное что бы им было чем дышать.

Затем необходимо обратить внимание на фаланги пальцев.В дальнейшем и 2-й ,и 3-й,и 4-й пальцы ставятся по одной схеме.Фаланги должны быть согнуты,а не прогнуты.Это значит ,что пальчик должен быть кругленьким,как кошачья лапка.Суставчики должны быть четко обозначены.Ставится палец уголком подушечки.Как будто крючком цеплять кончиком пальца.Усилие должно быть направлено внутрь ладони,к ее основанию.если ребенок старается пальчмкм подвернуть к основанию пальцев-это называется "заворачивать рулеты",это не правильно.Необходимо "шлепать блинчики".Первое время движения лучше утрировать,это выработает в дальнейшем правильное направление.


Поставив 2-й палец на струну можно приступить к первому упражнению "капельки".ОНо заключается в вывработке навыка игры вторым пальцем при стоящем 1-ом.1-й ставится на струну "ми" 1-ой октавы,2-й палец на струну "до" 1-ой октавы.На мой взгляд ,лучше всего начинать с правой руки:она лучше видна ученику ,чем левая.Прекрасно понимаю,что это менее удобно педагогу(придется побегать).Итак,поставили пальчики на струнки и начинаем "капать" 2-ым пальчиком в ладошку.Это упражнение повторять до усвоения навыка.Тоже самое левой рукой.


С кистью все вроде бы понятно.Но есть одна проблема,куда девать эти локти?Они мешают жить и педагогу,и ученику.Они свисают и напрягают.Педагог не знает как заставить ученика поднять их и держать,а ученик не понимает,зачем это вообще нужно?Начать нужно с того,что пальцы,дернув за струну должны спрятаться в "домик"-основание ладони .А если локоть свисает,словно тряпочка с забора,то ладонь далеко от пальцев и им тяжело и далеко туда бежать.Для этого надо посадить "сторожа",что бы он охранял домик для пальчиков.На сгиб запястья можно посадить всадника(сгиб запястья-это его лошадь),когда локоть опускается,лошадь превращается в горбатого верблюда и всадник скатывается с этого горба. Чтобы было легче держать локти "привяжите "к ним воздушные шарики,они будут тянуть локти вверх.


На фотографии показано как педагог может контролировать руки ученика на первых этапах постановки.
Проще всего поставить руки играя в "Зеркало" или "Обезьянку":педагог ставит руку на струны ,а ученик должен скопировать движение.

Последнее обновление 19.09.10 22:56
 
Методические рекомендации по посадке за инструментом. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
19.06.10 19:15

Автор данной статьи - Валентина Пронина.

С самого начала необходимо правильно посадить ребенка за инструмент.Это значит найти золотую середину между "идеальной посадкой" и удобством ребенка.Каждый человек индивидуален.И садится по своему,по особому.Кому-то удобнее держать инструмент коленями и не касаясь плеча,кто-то наоборот,оснвой груз держит на плече.Кто-то предпочитает нзкий стул,а некоторые забираются на Эверест из подставок.


Ребенок еще не умеет играть и поэтом он еще не знает как садиться за инструмент.Помогите ему.Подойдите к инструменту.Сядте и покажите как сидят за арфой,как ее кладут на плечо,как ставят руки,как стоят ноги.Сыграйте что-нибудь,желательно знакомое.Это заинтересует ребенка.
Затем предложите ученику сесть за арфу.Она не должна давить на ребенка,и он не должен бояться,что арфа упадет,если не держать ее руками за деку.Для этого, подобрав необходимую высоту стула и подставок под ноги (плечо ребенка должно находиться на уровне вехнего полуружья второго сверху резонансного отверстия,примерно),можно сделать проверку правильности посадки:ребенок,удерживая арфу коленями,отклоняется корпусом назад,раскинув руки в стороны.Это называется "Ласточка" или "Самолетик".Это упражнение можно делать да конца первого класса.Затем ученик уже начится самостоятельно определять правильность посадки.


Спина должна быть прямая,ноги примерно на ширине плеч,колени должны как бы обнимать звуковую коробку,ни в коем случае нельзя упираться коленями в арфу,в даль нейшем это может сказаться на педальной технике-ребенок проосто не дотянется до крайних педалей.Арфа должна лишь слегка опираться на плечо и колени.Рекомендую ребенку слегка наклонить корпус вперед,навстречу инструменту,как бы напирая на него.Обычно,во время игры ребенок отклоняется корпусом назад вместе с арфой и в результате практически лежит на спинке стула.Это происходит из-зи не окрепших мышц спмны,для облегчения и рекомендую наклониться слегка вперед.

Последнее обновление 19.09.10 22:57
 
О программе по классу "Арфа" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
25.05.10 01:18

Пояснение к статьям "Младшая школа", "Средняя школа", "Старшая школа".

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна программы определяется опорой на современные исследования в области теории музыкального образования и обширный практический опыт, накопленный преподавателями класса арфы ДМШ и ДШИ г. Москвы за последние десятилетия.

Актуальность данной программы обусловлена современными объективными условиями деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей: неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, степени развития вкусов и потребностей;повышением уровня занятости разными видами учебной деятельности и информационной нагрузки школьников на фоне общего ухудшения состояния их здоровья. С другой стороны, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений дополнительного образования детей, оснащение учебных классов аудио- и видеоаппаратурой, новыми музыкальными инструментами профессионального уровня, создание современного высокохудожественного репертуара для арфы стимулирует мотивацию детей к освоению музыкально-исполнительской деятельности, позволяет в перспективе рассчитывать на повышение качественных показателей ожидаемых результатов освоения программы. Программа может быть также реализована в условиях внедрения в образовательных учреждениях дополнительного образования детей нового поколения учебных планов.

Педагогическая целесообразность программы определяется ориентацией на дифференцированные модели образовательного процесса, направленные на выявление и реализацию способностей ученика на разных этапах обучения, обеспечивающие создание благоприятных условий для эффективной организации учебного процесса, повышения его результативности, возможность более точно определять перспективы развития каждого ребенка. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении.

Цель образовательной программы - формирование у детей культуры музыкально-исполнительской деятельности и создание возможности выбора между любительским музицированием и профессиональным образованием.

Современными задачами обучения детей в классе арфы являются:
формирование мотивации к занятиям музыкой;
воспитание трудолюбия, целеустремленности, организованности в занятиях;
воспитание эмоциональной отзывчивости на проявления эстетически ценных качеств в искусстве и жизни;
развитие художественного вкуса и эстетических потребностей учащихся;
развитие музыкальных способностей детей;
формирование умений и навыков, необходимых для игры на инструменте, чтения нот с листа, коллективного музицирования, подбора музыки по слуху;
формирование умений ориентироваться в музыкальных стилях, жанрах и формах;
формирование и развитие необходимых для музыкального исполнительства личностных качеств;
формирование знаний об устройстве и истории развития инструмента, традициях исполнительства на арфе, совокупности приемов игры на инструменте, соответствующих им элементов нотной графики;
формирование знаний обозначений темпа и характера исполнения музыки, штрихов и динамических оттенков;
выявление наиболее одаренных детей для ихъ профессональной ориентации и подготовки к поступлению в средние профессиональные заведения.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих:
наличие тематического плана для семилетнего срока обучения;
отсутствие жесткого деления учебного курса по годам обучения;
разделение процесса освоения программы на три этапа;
включение навых исполнительских приемов игры на арфе и современного музыкального репертуара.
В реализации образовательной программы участвуют дети в возрасте от 7 лет, продолжительность ее реализации 7 (8) лет.

Для релизации данной образовательной программы необходимы занятия с преподавателем три раза в неделю, общий объем которых составляет 3 академических часа во всех классах. Объем самостоятельных занятий учащихся определяется индивидуально.
Процесс освоения образовательной программы разделен на три этапа- начальный (1-3 классы), средний (4-5 классы), старший (6-7 (8) классы).
Итог каждого этапа - исполнение программы различной степени трудности.

Ожидаемые результаты:
наличие у детей знаний устройства и истории арфы, традиций исполнительства на этом инструменте; совокупности приемов игры на инструменте, соответствующих им элементов нотной графики; обозначений темппа и характера исполнения музыки, штризхов и динамических оттенков; о музыкальных стилях, жанрах и формах;
наличие у детей умений, навыков и линостных качеств, необходимых для музыкально-исполнительской деятельности, чтения нот с листа, коллективного музицирования, подбора музыки по слуху;
наличие у детей понимания испоняемых музыкальных произведений;
наличие у дедей развитых музыкальных способностей и музыкального мышления ( относительно исходного уровня с учетом индивудальных личностных качеств);
наличие у детей готовности к самосотятельной музыкальной деятельности.

Способы проверки ожидаемых результатов:
исполнение выученной с преподавателем концертной программы;
исполнение выученного самостоятельно музыкального произведения;
исполнение несложного произведения без предваритеольной подготовки ( с листа). 

Формы подведения итогов:
промежуточная аттестация: прослушивание, академический концерт, зачет;
итоговая аттестация : экзамен.

Последнее обновление 28.06.10 20:23
 
Старшая школа по классу "Арфа" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
25.05.10 01:15

Произведения крупной формы.
Глинка М. - Вариации на тему Моцарта.
Кашин Д. - Вариации.
Сихра А. - Вариации.
Добродинский Б. - Сюита «Барокко» - М., 1961.
Обертюр К. Вариации на тему «Красный сарафан».
Дуссек И. - Сонатина до-минор.
Надерман Ж. - 7 сонатин (по выбору).
Крумпгольц И.-Б. - Соната Си-бемоль мажор. 
Арн Т. - Сонаты соль минор, Ля мажор.
Пэрри Д. - Соната № 1, Ре мажор.
Гранжани М. - «Тропой Колорадо».
Бокса Ш. - Тема с вариациями. 
Доницетти Г., Цабель А. - соло из оперы «Лючия ди Ламмермур».
Томас Д. - Вариации «Прощание менестреля с родиной», Фантазия «Радость и печаль».
Гайдн Й. - Тема с вариациями, До мажор. / Ред. Хассельманса.
Пешетти Д. - Сальседо К. - Соната до минор.

Оркестровые трудности, 
рекомендуемые для прохождения в 6-7 классах 
(по выбору педагога).
Парфенов Н. Школа игры на арфе. / Под ред. М. Мчеделова. - М., 1960, 1972.

Отрывки из опер и балетов:
Бизе Ж. - «Кармен»
Верди Д. - «Аида».
Пуччини Д. - «Чио-чио-сан».
Римский-Корсаков Н. «Снегурочка», «Садко».
Чайковский П. «Лебединое озеро».
Хрестоматия педагогического репертуара для арфы. Ч. 3. / Сост. М. Рубин. - М., 1963.

Каденции из произведений:
Глазунов А. - «Раймонда».
Чайковский П. - «Щелкунцик», «Лебединое озеро».
Оркестровые трудности для арфы.Сб. / Сост. и ред. Е. Синицыной. - М., 1968.
Отрывки из произведений русских композиторов. / Сост. и ред. Л. Гордзевич. - М., 1961. 
Отрывки из опер русских композиторов-классиков. / Сост. Е. Синицына. - М., 1922.
Отрывки из симфонических произведений А. Глазунова. / Сост. Л. Гордзевич. - М., 1922.
Чайковский П. Отрывки из балетов. / Сост. Е. Синицына. - М., 1958.
Отрывки из произведений Н. Римского-Корсакова.


Примерные программы для выпуского класса.

1-й вариант:
Бокса Ш. - Этюд.
Надерман Ж. - Сонатина.
Глинка М. - Ноктюрн.
Мчеделов М. - На празднике.

2-й вариант:
Мчеделов М. - Этюд № 5.
Обертюр Ш – Вариации.
Ипполитов-Иванов М. - Ноктюрн.

Последнее обновление 08.12.10 15:38
 
Средняя школа по классу "Арфа" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
25.05.10 01:12

Работа над техническим развитием и художественных навыков учащегося. Развитие беглости исполнения. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.
Развитие навыков чтение нот с листа с прохождением оркестровых партий.
Ежегодно учащийся должен пройти упражнения на октавы, флажолеты, этуффе, арпеджио с подкладыванием 4-го пальца, 4-5 этюдов, 5-6 пьес, 1-2 произведения крупной формы. За период обучения в средних классах проходит гаммы до пяти знаков (прямые и расходящиеся), разнообразные виды арпеджио, включая доминантсептаккорды и уменьшенные септаккорды.

Инструктивный материал.
Рекомендуемые пособия.
Парфенов Н. Школа игры на арфе. / Под ред. М. Мчеделова. - М., 1960, 1972.
Хрестоматия педагогического репертуара для арфы. 3-4 кл. / Сост. Рубин М. - М., 1973, 1974, 1983, 1985.
Рубин М. Школа начального обучения на арфе. - М., 1977, 1984.
Раздел 2, упражнения № 1-6.
Хрестоматия педагогического репертуара для арфы. 5 кл. / Сост. М. Рубин. - М., 1974, 1983.
Обертюр Ш., Томас Д., Холли А. - Этюды; 
Бокса Ш. - “ 3, 4.
Мчеделов М. Гаммы и арпеджио. - М., 1969. 
№№ 1-10.

Этюды.
Сборник этюдов для арфы. / Сост. М. Мчеделов. - М., 1947.
№№ 8-24.
Бокса Ш. Этюды для арфы. Тетр. 1-2.
№№ 2, 4, 5, 11, 12, 13, 15.
Ганон Ш. Пианист-виртуоз, упражнения для пальцев.
№ 1-4.
Эрдели К. 20 этюдов для арфы. Тетр. 1. М., 1963.
№№ 1-4, 5-8.
Хрестоматия педагогического репертуара для арфы. 3-4 кл. / Сост. М. Рубин. - М., 1961, 1963, 1973, 1983.
№№ 1-3, 5;
Обертюр К. - № 10;
Бокса Ш. № 11, 26, 46.
Парфенов Н. Школа игры на арфе. / Под ред. М. Мчеделова. - М., 1960, 1972.
Парфенов Н. - Два этюда;
Хассельманс А. - Мелодический этюд.
Рубин М. Школа начального обучения на арфе. - М., 1977, 1984.
Бокса Ш. - № 42, 43, 61;
Лемуан А. - № 67;
Каретников Н. - № 56.
Маленькому арфисту. Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы и этюды. 1-4 кл. ДМШ. / Сост. Т. Чермак. - М. 2000.
№№ 14, 15, 18, 19.
Этюды для арфы. Педагогический репертуар Дмш. / Сост. А. Тугай. - Спб.: Изд-во “Северный олень”, 1999.
Девитте Н. - 4 этюда.;
Цабель А. - Арпеджио;
Мчеделов М. - Этюд.

Художественный материал.
Пьесы.
Хрестоматия педагогического репертуара для арфы. 3-4 кл., 5 кл. / Сост. М. Рубин. - М., 1961,1963, 1960, 1970, 1973, 1974, 1984, 1985.
Бах И. С. - Маленькая прелюдия.
Аракишвили Д. Узундара.
Мендельсон Ф. - На крыльях песни.
Тактакишвили Ш. - Утешение.
Дандрие Ф. - Вихрь.
Упражнения, этюды, пьесы, произведения крупной формы, ансамбли. 1 курс музыкальных училищ. / Сост. М. Рубин. - М., 1975.
Корелли А. - Прелюдия.
Пениц Ф. - Музыкальная шкатулка.
Аббасов А. - Веселая Нармина.
Сборник легких пьес для арфы. Тетр. 1. / Под ред. К. Эрдели. - М., 1955.
Ренье А. - Старинная песня, Гавот.
Парфенов Н. Школа игры на арфе. / Под ред. М. Мчеделова. - М., 1972, 1960.
Рубин М. Школа начального обучения игры на арфе. - М., 1977, 1984.
Ботяров Е. - Рондо.
Каретников . - Лирическая пьеса.
Брамс И. - Два вальса. 
Сборник педагогического репертуара для арфы. / Под ред. К. Эрдели. Тетр. 2: Из произведений русских композиторов. - М., 1940, 1956.
Ладухин Н. - Интермеццо.
Глиэр Р. - Грезы.
Аренский А. - Гавот. 
Ребиков В. - Песнь гондольера.
Кабалевский Д. Кавалерийская.
Шишов И. - Вальс.
Сборник легких пьес для арфы. Тетр. 1. / Под ред. К. Эрдели. - М., 1955.
Снур И. - Вальс.
Гедефруа Ф. - Юмореска, Старинный танец.
Пэриш-Альварс Э. - Танец цыганки. 
Сборник пьес русских композиторов. \ В обраб. К. Эрдели. - М., 1958 (по выбору)
Пьесы для арфы. / Сост. А. Тугай. - М., 1968.
Сибелиус Я. - Вальс.
Синисало Г. - Колыбельная. 
Пьесы советских композиторов для арфы. / Сост. М. Рубин. - М., 1971
Фрид Г. - Былинный напев.
Нариманидзе Н. - Посвящение.
Мчеделов М. - Три прелюдии и Скерцино. - М., 1951.
Сборник пьес совестких композиторов. / Сост. К. Эрдели. - М., 1947.
Гедике А. - Миниатюра.
Пьесы советских композиторов для арфы и ансамбли с арфой. Вып. 2. / Сост. и ред. Е. Язвинской. - М.: Сов. композитор, 1982.
Щербачев В. - Куранты.
Синисало Г. - Карельская свадебная. 
Альбом пьес для арфы. Вып. 2. / Сост. и ред. В. Дуловой. - М., 1982.
Мосолов А. - Менуэт, Гавот, Вальс
(из “Танцевальной сюиты”).

Маленькому арфисту. Хрестоматия педагогического репертуара. / Сост. Т. Чермак. - М., 2000
Душек Ф. - Престо. 
Хассельманс А. Меланхолическая серенада, Сумерки, Покой.
Юным арфистам. / Сост. Л. Когбетлиева. - М., 1990.
Поссе В. - Менуэт.
Сборник этюдов и пьес для учащихся музыкальных школ. / Сост. Г Виноградова. - Спб., 1995.
Литовко Ю. - Адажио, Фонтан слез.
Бах Ф. Э. - Сольфеджио.
Альбом оригинальных пьес для арфы. / Сост. Е. Макеева. - М., 1999.

Произведения крупной формы.
Клементи М. - Сонатина.
Надерман Ж. - Семь сонатин для арфы. / Ред. К. Эрдели. - М., 1949.
Добродинский Д. Сюита “Барокко”. - М., 1961.
Бенда Й. - Сонатина- родно, Сонатина.
Сихра А. - Вариации.
Ботяров Е. - Рондо.
Дюссек Я. - Шесть сонатин.
Бетховен Л. - Вариации на швейцарскую тему.
Бокса Ш. - Сонатина Си бемоль мажор.


Примерные программы итогового зачета за 5-й класс.

1-й вариант:  
Надерман Ж. - Этюд.
Бетховен Л. Народные танцы.
Мчеделов М. - Прелюдия № 1.
Гурилев А. - Полька-мазурка.

2-й вариант:
Бокса Ш. - Этюд.
Гендель Г. - Ария из оперы “Ринальдо”.
Мендельвон Ф. - Песня без слов.
Раков Н. - Скерцино.

3-й вариант:
Томас Д. - Этюд. 
Надерман Ж. - Сонатина (I часть).
Цабель А. - Маргарита за прялкой
Мосолов А. - Вальс.

Последнее обновление 08.12.10 15:38
 
<< Начало < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2

Портал Поставщиков

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Авторизация






Моя корзина




Ваша корзина пуста.

Поиск товаров

Поиск статей

Производители




Наши посетители

Наша музыка

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions