Каждому ученику предлагается индивидуальный план обучения, который зависит от уровня способностей и возможностей учащегося, особенностей его психофизического развития.
На первой встрече с учеником происходит его знакомство с устройством арфы (струны различной окраски и материала, колки, вилочки). Преподаватель должен продемонстрировать звучание арфы, сыграв доступную для восприятия ребенка пьесу, а также кратко рассказать ученику историю арфы.
Начальный период обучения, освоение правильной посадки, постановки корпуса и рук имеют большое значение для дальнейшего развития ученика. Для успешного развития навыков ученику, прежде всего, необходимо устроить рациональную постановку: удобную посадку и постановку корпуса, организацию игрового аппарата, учитывая его индивидуальные физические особенности. Преподаватель должен правильно подобрать высоту сидения. Арфа наклоняется к правому плечу, но не опирается на плечо, а поддерживается в равновесии коленями.
С первых уроков и на протяжении всех лет обучения необходимо добиваться красивого, полного звучания инструмента. Для получения качественного звука руки должны бать свободными, без чрезмерного напряжения мышц. Руки ставят на середину струн (левая - немного ниже середины). Локти находятся на уровне запястья. 2, 3 и 4-й пальцы округлены в суставах; 1-й палец ставится прямо, поддерживается его высокое положение. Не участвующий в игре 5-й палец должен, не напрягаясь повторять движения 4-ого пальца. Мягкость, чистота и полнота звука – основные требования на всех этапах обучения. При разучивании произведения необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение.
На протяжении всех лет обучения должна производится планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими видами музыкально-технического развития учащегося, включая выразительное исполнение (качественное звучание, ритмическая точность и динамика); развитие различных видов техники; освоение разнообразных приемов игры на арфе.
Исполнительские навыки необходимо развивать по всем перечисленным направлениям последовательно с самого начала обучения, тщательно прорабатывая отдельные элементы технических приемов.
В начальный период обучения преподаватель объясняет ученику название и назначение педалей на арфе, обозначение их в нотном тексте. Основные требования на начальном этапе – бесшумная работа педалей и опора ноги на каблук. Дальнейшее освоение педальной техники связано с перемещением с педали на педаль во время игры, а также с движением двумя ногами одновременно.
В процессе занятий следует добиваться гармоничного технического и художественного развития учащегося.
Художественный материал в программе представлен кантиленными, техническими, виртуозными пьесами, произведениями крупной формы. Работа над техникой должна подготавливать ученика к передаче художественных замыслов изучаемых музыкальных произведений. Исполнение пьес и произведений крупной формы развивает эмоционально-образное мышление учащегося и способствует формированию художественного вкуса и осознанию стиля и формы произведения.
Один из важнейших видов работы – развитие у детей навыков чтения нот с листа, крайне необходимы для музицирования и игры в ансамблях и оркестрах. Для этой цели могут быть использованы произведения более легкие по уровню, фрагменты из оркестровых партий, а также фортепианные аккомпанементы, адаптированные для арфы.
Умение ученика самостоятельно и грамотно разобраться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения музыкального кругозора.
Продвижение учащегося во многом зависит от правильной организации самостоятельной подготовки к уроку в условиях школы и дома. Очень важно научить учащегося рационально использовать время, отведенное для подготовки к следующему занятию с преподавателем.
|