Волынка. Как сделать волынку своими руками. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
16.04.11 12:13

Источник.

Один из редких инструментов, о котором хочется рассказать.

Но, как бы то ни было, этот инструмент приобрел огромную известность и некий мистический ореол, особенно благодаря самой громкой - Шотландской волынке. В Шотландии говорят, что в звуке волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Кто не читал сказки о волынщиках с острова Скай - клане МакКриммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки? Про кланы потомственных волынщиков: МакКриммон, МакКей, МакГрегор - легенды гласят, что они получили свой дар от фейри. Хотя подобные рассказы окружают этот инструмент не только в кельтских странах. Чувашская волынка "шапар" использовалась на церемонии изгнания бесов "вирми", а коготь лисицы или рыси, привязанный к марийской волынке "шувыр" (для прочистки игровых отверстий), считался обладающим магической силой, способной излечивать болезни.

УСТРОЙСТВО ВОЛЫНКИ


Резервуар - мешок из кожи или пузырь с выходами (стоками) для чантера, бурдона и вдувной трубки.
Чантер - мелодическая трубка с игровыми отверстиями.
Бурдон - трубка, поддерживающая постоянный звук. Количество их может варьироваться.
Трости бывают двух видов : одинарная (слева) - это кусок тростника с надрезанным язычком, закрытытый с одной стороны. У многих волынок такие трости стоят как в бурдонах, так и в чантерах, но по большому счету эта трость считается бурдонной. Двойная - чантерная (справа) состоит из двух лепестков тростника, соединенных вместе. Звук возникает при прохождении воздуха через щель трости, что заставляет вибрировать края лепестков у двойной и язычок у одинарной трости. Чем больше давления воздуха требуется для извлечения звука, тем громче волынка и, соответственно, труднее на ней играть.
Вдувник - трубка для нагнетания воздуха в мешок. Обычно имеет запирающий клапан, который не дает воздуху возвращаться из мешка и "надувать" играющего, хотя многие волынки обходятся без него - в этом случае вдувник либо затыкают языком, либо перегибают относительно мешка. В некоторых волынках вместо вдувника может использоваться "лягушка" - мех, который с помощью эластичной трубки присоединяется к мешку и приводится в действие правой рукой. Наиболее известная волынка этого типа - ирландский "Uillean", пожалуй, самая сложная и дорогая из современных волынок. Ее обычно покупают частями, присоединяя к первоначальному набору все новые детали.
Некоторые волынки (например Small Pipes) можно заказать по желанию или с вдувником, или с мехом, т.к. многие волынщики предпочитают какой-нибудь один определенный способ нагнетания воздуха.
В целом внятная классификация существует на те волынки, которые производятся достаточно массово. В остальных же случаях ни вид, ни строй инструмента не надо воспринимать как единственно возможные - я только привожу примеры, а возможное многообразие от района к району бесконечно, и я надеюсь, что список будет пополняться.

Бретонская волынка с одним бурдоном , чантером (10 нот) и трубкой для нагнетания воздуха. Названия переводятся как "старая волынка" и "маленькая волынка". Звук на октаву выше шотландского "Хайленда", строй в разных областях Бретани варьируется (G#, A, B,C). На Biniou koz традиционно играют в паре с бомбардой.

Волынка Шотландского типа, появившаяся в Бретани в начале IXX в. Стала популярной только к концу 30-х г.г. когда стала использоваться вместо Biniou koz в паре с бомбардой, а также в Бретонских оркестрах волынщиков "Bagad", сформировавшихся в 50-х г.г. XX в.

Считается старейшей из Бретонских волынок, была распространена на юго-востоке Бретани и в северной части провинции Вандей. Инструмент с одним бурдоном, возможно родственен галисийской "Gaita". Играли на нем обычно
вместе с аккордеоном или скрипкой. Вышел из употребления и был возрожден только в середине 70-х г.г. XX в.

Scottish Highland Bagpipes/ Piob-mhor

Шотландская волынка - самая известная и самая популярная на сегодняшний день. Имеет три бурдона (бас и два тенора), чантер с 8 игровыми отверстиями (9 нот) и трубку для нагнетания воздуха. Строй - от си-бемоль, но при нотной записи строй Хайленда обозначают как Ля-мажор (для удобства игры с другими инструментами в Америке даже стали выпускать варианты этих волынок в ля). Звук у инструмента черезвычайно громкий. Используется в шотландских военных оркестрах "Pipe Bands", но высшей и самой аутентичной музыкальной формой для этого инструмента сами шотландцы считают "Piobaireachd". G,A,B,C#,D,E,F#,G,A.


Chamber Pipes
Уменьшенная копия Хайленда.Не громкая, используется для игры в помещении и с другими инструментами.

Эта волынка имеет три бурдона (бас, тенор и альт), соединенные в один сток, чантер и мех для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой (хотя всречаются Small Pipes и с вдувной трубкой). Строй обычно в ля, си-бемоль или ре. G,A,B,C#,D,E,F#,G,A.

Northumbrian bagpipes

Нортумбрийская волынка появилась на севере Англии. Хотя музыку для этой волынки записывают в соль, на самом деле ее строй в фа, иногда в ре. Самый простейший вариант почти идентичен Small pipes - мешок, три бурдона; бас, тенор и альт (F,C,F), соединенные в один сток, мех для нагнетания воздуха и чантер с 8 игровыми отверстиями, закрытый с одной стороны, на котором играют в манере "стаккато" - поднимают только один палец за раз (в то время как большинство волынок используют "открытую" аппликатуру). К этому базовому варианту добавляют 7 ключей, что расширяет диапазон чантера еще на пять нот и дает возможность извлекать две дополнительные ноты в середине строя: C# и D#. К трём бурдонам прибавляется еще один (и возможность перестраивать F бурдон), что позволяет играть в Фа и До-мажоре. Затем их можно усовершенствовать, и появится возможность играть в Соль-мажоре или ре-миноре. Самые сложные варианты этого инструмента имеют до 17 ключей.

"Uileann" переводится как "локоть". Ирландская волынка с мехом для нагнетания воздуха, тремя бурдонами в D (настроенные в октаву), тремя регулируемыми бурдонами, которые используют для ритмического и аккордового аккомпанемента и чантером в D (благодаря системе клапанов, , диапазон ее около двух октав). 
Как и все сложные волынки, ее не приобретают сразу целиком, а начинают с базового набора и докупают по мере необходимости ключи, бурдоны и регуляторы. Позволяет играть мелодии в D,G,Em,A,Am,Bm и т.д.. Более старые варианты имели строй ниже - C, H или B. Это очень известная, с очень сложной аппликатурой и, пожалуй, самая дорогая волынка. 
E fl, E, F#, G, A, B, C#, D или D E F# G A B C C# D E F# G A B C# D.

Shuttle Pipe

Является компромиссным вариантом между шотландским Хайлендом и французским Мюзетом. Воздух чаще всего нагнетается с помощью меха. Чантер с 8 игровыми отверстиями с аппликатура как у Хайленда. Два-три бурдона соеденины в бурдонный бочонок и настраиваются при передвижении специальных пластинок, что позволяет разные вариации бурдонных аккордов. Строй обычно в А или D, но бывает и в С (с аппликатурой как у Нотумбрийской волынки).

Musette

Название происходит от muse - ст. фр. "дудка". Французская волынка, появившаяся в XVIII веке. Была очень популярным придворным инструментом. Воздух нагнетается с помощью меха. Имеет 1-2 чантера - основной (F или D) и дополнительный (6 клапанов, продолжающих строй вверх), отверстия на котором закрываются с помощью клапанов, расположенных на основном. Три бурдона (F, C, F) соединены в один бурдонный бочонок. Настройка меняется при передвижении 6-8 специальных пластинок.

Gaita

Испанская волынка - воздух нагнетается через вдувную трубку (хотя иногда используются и меха), один басовый бурдон, иногда прибавляют тенор. Чантер с 8 игровыми отверстиями. Аппликатура позволяет брать полутона. Строй обычно B, C или D.

Zampogna

Итальянская и Сицилийская волынка, у которой два чантера и один или два бурдона находятся в одном стоке. В больших моделях используются только двойные трости, чантеры настроены в октаву, строй F,G, или A . И они чаще всего используются для сопровождения пения или в паре с бомбардой. В волынках меньшего (реже такого же) размера используются одинарные трости, чантеры настроены в кварту . На них можно играть мелодии, и на таких волынкх чаще всего играют соло.


ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ ВОЛЫНКИ

Дуда Беларусская

Состоит из 1-2 бурдонов "гудков", трубки для нагнетания воздуха - "соски" и мелодической трубки "пирябор", которая имеет 5-6 игровых отверстий на лицевой стороне и 1 - на тыльной. Звукоряд диатонический в обьеме септимы или сексты. На нижний конец ее надевают раструб из коровьего рога, раструбы гудков делают в форме курительной трубки. Более длинный бурдон настраивается октавой ниже мелодической трубки, второй - квинтой выше первой, бурдонной. A,B,C#,D,E,F#.

Дуда Украинская западная

Особенность ее чантера заключается в устройстве - деревянный ствол около 150мм длиной, в котором просверлены 2 канала; левый от исполнителя - сквозной, с одним игровым отверстием, другой - закрытый снизу, с 5-6 игровыми отверстиями. Таким образом объединены малая бурдонная и мелодическая трубка. При закрытом отверстии бурдонная трубка звучит на терцию ниже мелодической, а при открытом - в унисон. На чантер надевают раструб из коровьего рога. Отдельный бурдон настраивается на октаву ниже чантера. Он имеет специальную пробку - , с помощью которой бурдон можно выключить из игры. A,D,C,D,E,F#.

Дуда Украинская восточная

Дудка, коза, баран, мих (мех). По своему устройству аналогична Беларусской Дуде. B,C,C#,D#,E,F,G.


Suomu Duda

Латвийская волынка с одним бурдоном (в квинту или октаву к мелодической трубке), вдувником и чантером с пятью игровыми отверстиями с вырезаннымиуглублениями для пальцев. Звукоряд - диатонический в обьеме сексты. A, B, C#, D, E, F#.

Dalecarlian bagpipes

Эта волынка повсеместно встречалась в восточной Dalecarlia (Dalarna), Швеция, еще в IXX веке, а последний наследственный волынщик, Gudmunds Nils Larsson, умер в 1949 году. Воздух нагнетается с помощью вдувника, бурдон лежит на правой руке (в старых вариантах он не подстраивался). Чантер цилиндрический, с 7 игровыми отверстиями. Трости используются только одинарные. Большинство мелодий играется в А миноре. E,F#,G#,A,B,C,D,E.

Duda (Венгрия)

Воздух в эту волынку может нагнетаться как вдувной трубкой, так и с помощью меха. У нее один басовый бурдон, часто украшенный на конце коровьим рогом. Чантер и второй бурдон или высверлены в одном куске дерева, или совмещены в одном стоке. Во втором бурдоне имеется игровое отверстие, позволяющее извлекать две бурдонные ноты. Строй чаще всего в ля.

Брёлка или Gaida(Болгария)

Состоит из кожаного мешка, вдувника, одного бурдона и чантера в D или G. В чантере, как и в бурдоне используются одинарные трости.

Польская Koza и чешская Duda

У этой волынки цилиндрический чантер с одинарной тростью и басовый бурдон. Они одинаково заканчиваются рогом и латунным раструбом. Одинарные трости представляют собой медный тюбик с жестяным язычком. Воздух нагнетается , мешок довольно большой, мехом наружу. Строй чаще всего в ля.

Labanora Duda, Дудмайшис

Название происходит от местности Лабанорас, Литва. Состот из мешка (шкура животного, реже - желудка), вдувника, 1 или реже 2 бурдонов, настроенных квинтой или октавой ниже мелодической трубки с 5 - 8 игровыми отверстиями. Бурдоны и чантер часто делают с раструбом в виде курительной трубки. Трости одинарные. Играли соло или вместе со скрипкой, цимбалами.

Эстонская волынка. Состоит из мешка, (выделанного из шкуры, пузыря вола или коровы, желудка тюленя или теленка), вдувника, мелодической и 1- 2 бурдонных трубок. Мелодическая трубка без раструба, с 6 игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Бурдон с небольшим раструбом настраивается квинтой или октавой ниже мелодической (если их два, то в квинту между собой), состоит из 2 раздвижных колен, к нему прикрепляется петля из ремня или шнура для подвешивания на руку музыканта. Трости одинарные, из тростника или гусиного пера. Звукоряд диатонический в пределах септимы. D,E,F#,G,A,B,C,(D).

Rakkopilli

Ингерманландская волынка. Родственна остальным финно-угорским волынкам. Состоит из мешка (пузырь), вдувника и двух мелодических трубок одинаковой длины (на одной 5-6, на другой 2-3 игровых отверстий) связанных между собой жилами и заканчивающихся берестяным раструбом.

Chimpoi

Молдавская волынка. Мешок из кожи козы или овцы. Одна бурдонная трубка из трех колен, которая настраивается в кварту, квинту или октаву к мелодической. Мелодическая трубка имеет диатонический звукоряд в объеме ноны. Воздух нагнетается через трубку с запирающим клапаном.

Шувыр

Марийская волынка. Мешок из бычьего или лошадиного пузыря, в который вставлены вдувник и 2 мелодические трубки. Мелодические трубки одинаковой длины (в одной 2, в другой 4 игровых отверстий) изготавливаются обычно из птичьих костей (гуся, журавля) или из олова и укрепляются на деревянном ложе. На трубки вместе с ложем надевается раструб из коровьего рога. Одинарные трости вставляются в отверстия трубок, которые находятся внутри мешка. Перед игрой пузырь смачивали, чтобы сделать его эластичным. Звукоряд диатонический в обьеме сексты, хотя варьируется в разных районах. 1 - C, (ми-бемоль), F, G, (ля-бемоль) 2 - C , D, (ми-бемоль).

Скамора
Мордовская волынка из Пензенской области. Мешок из кожи теленка, отверстия на месте конечностей и шеи заделывают пробками и окрашивают под цвет кожи. В одну из пробок вставляют вдувник. Большая шейная пробка имеет несколько сквозных отверстий, прикрытых медной пластинкой, которую перед игрой поворачивают в сторону и вставляют в отверстия трубки из тростника (3-4, иногда более). В большой делается одно игровое отверстие, а в мелодических - 3-5 (никогда не делали с четырьмя).


Валонка
Мокшанская волынка, теперь почти совсем вышла из употребления. Имеет мешок из телячьей кожи, вдувник, бурдон и мелодическую трубку с 3-4 игровыми отверстиями.


Сарнай

Чувашская волынка. В отличии от шапара мешок изготавливают не из пузыря, а из телячьей или козьей кожи. Имеет вдувник, 2 бурдона (чаще всего настроены в квинту) и одну мелодическую трубку с 6 игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Все трубки деревянные.Трости одинарные, сделанные из гусиного пера или тростника. Звукоряд обычно диатонический, но встречаются и пропуски ступеней, увеличенные или уменьшенные октавы и т.п. Играют обычно сидя, громко отбивая ритм ногами. C,ре-бемоль,ми-бемоль,F,G,A,C,D.

Шапар, шабр, шыбыр, пузырь



Чувашская волынка. Состоит из мешка (пузырь быка или коровы), костяной или металлической трубки для нагнетания воздуха и 2 оловянных мелодических трубок, укрепленных на деревянном ложе. На них надевали раструб из коровьего рога и иногда дополнительный - из бересты.Левая трубка имеет 2-3, правая 3-4 игровых отверстия (у нее внизу есть 3-7 небольших подстроечных отверстий). Трости обычно одинарные, хотя в Тетюшинском районе (Татарсьтан) применяются и двойные. Звукоряды очень разные с использованием как хроматических, так и диатонических интервалов.


Паракапзук, тик

Армянская волынка. Состоит из мешка (шкура теленка, козленка или барана), вдувника и двух мелодических камышевых трубок (5 симметричных отверстий), укрепленных на деревянном ложе. На них обычно надевают раструб из коровьего рога. Трости одинарные. Гороловина мешка заделывается деревянной втулкой, в которую часто вставляли зеркало. Играли на этом инструменте обычно в ансамбле с зурнами.

Тулум

Азербаджанская волынка, родственна армянской. Мешок из овечьей или козлиной шкуры, снятой бурдюком, вдувник и 2-3 мелодические трубки с пятью симметричными отверстиями. Для подстройки в канал трубок вставляют просяные стебли.

Гудаствири, ствири

Грузинская волынка. "Гуда" означает "бурдюк", "ствири" - различные деревянные духовые инструменты. Состоит из кожаного мешка, вдувнока и 2 мелодических трубок, укрепленные на деревянном ложе с общим раструбом из рога быка. В правой - 3 игровых отверстия, в левой - 6, из которых три нижних симметричны отверстиям правой. Трости одинарные. Звукоряд диатонический в объеме септимы. Трубки и раструб часто украшают бирюзой, сердоликом, ракушками, цветными стеклами, металлом, а края раструба увешивают погремушками и цепочками. 1-A,B,C#,D,E,F#,G 2-A,B,C#,D.

Чибони

Аджарская волынка, родственна армянской и грузинской. На левой мелодической трубке 5 игровых отверстий, на правой - 3 симметричные трем нижним на левой. Звукоряд диатонический в пределах сексты.

И как же сделать этот инструмент своими руками?

Итак, картинки того, что должно получиться.

Ещё вариант устройства.

Изготавливаем мешок.

Ловим быка за рога.

Делаем жалейку.

Стоки.

Вдувная трубка.

Делаем бурдон.

Ииииииииииииии! Изготавливаем рубашку.

По традиции немного видео.

Последнее обновление 16.04.11 13:02
 

Портал Поставщиков

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Авторизация






Моя корзина




Ваша корзина пуста.

Поиск товаров

Поиск статей

Производители




Наши страницы

    

Наши посетители

Наша музыка

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions