Актуальные цены и наличие на все товары, представленные на сайте, пожалуйста, уточняйте у наших сотрудников.
Виолончель, её устройство и история. Немного нот. |
![]() |
![]() |
![]() |
Добавил(а) Наталья Гальцова |
01.12.10 18:14 |
Автор статьи – Наталия Акишина. Соавтор статьи – Наталья Гальцова. Ноты, используемые в статье, принадлежат проекту Бориса Тараканова. Ноты, которые есть у нас в проекте. Их немного, но они постоянно обновляются. Посмотреть. Самоучители по виолончели. Часть информации принадлежит Википедии. Так же, Вы можете ознакомиться со скрипкой или приобрести струны для виолончели в нашем магазине. Виолончель - (итальянское violoncello, уменьшительное от violone - контрабас). 1) Смычковый инструмент скрипичного семейства (см. Скрипка) басотенорового регистра, настраивающийся по квинтам (С, G, d, a). Диапазон виолончели достигает 5 октав. В. появилась в конце 15 - начала 16 вв. в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Вначале применялась глубоким образом как басовый инструмент в различных ансамблях и для сопровождения пения или игры на скрипке, флейте и т.д. До 2-й половины 17 в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итальянское), Basse de violon (франц.), Ba Viol de Braccio (нем.) и др. Инструменты делались различных размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16-17 вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на современный строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619). По-видимому, название «виолончель» было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии виолончели. ("con la parte del Violoncello a beneplacito"). Классические образцы виолончели были созданы итальянскими мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в начале 18 в. твердо устанавливается современный размер виолончели (длина корпуса 750-768 мм; мензура, т. е. колеблющаяся часть струны, - 690-705 мм). Больших успехов в изготовлении виолончели достигли русский мастер И. А. Батов (1767-1841) и современные мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны также отличные виолончели французских (Ж. Б. Вильом, М. Лабер), немецких, чешских и польских мастеров. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце 19 в. (до этого исполнитель держал инструмент в икрах ног). В современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, придавая виолончели более пологое положение, он облегчает технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента. Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце 17 в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели. Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат (Дж. Торелли - ноты, А. Корелли) и Соnсеrti grossi (А. Корелли). Первые образцы использования виолончелью в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737-38). Расцвет виолончельного искусства начался в 18 в., когда виолончель окончательно вытеснила виолу да гамба. Победа виолончели была обусловлена ее более богатыми выразительными и техническими возможностями, более мощным, полным и ярким звуком, согретым вибрацией и близким по тембру к человеческому голосу; все это отвечало требованиям нового инструментального стиля со свойственной ему мелодической выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета) и оркестровый инструмент. В современном симфоническом оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент. К числу виолончельных произведений 18 в., сохранившихся в концертном репертуаре, относятся 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Л. Боккерини - ноты, Й. Гайдна - ноты, многочисленные сонаты для виолончели с басом крупнейших виолончелистов-композиторов этого столетия. В современный репертуар входят лучшие произведения концертного жанра 19 в. - концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса - ноты, Э. Лало, А. Дворжака; здесь же должны быть названы Тройной концерт Бетховена (скрипка, виолончель, фортепиано.) и Двойной концерт Брамса (скрипка, виолончель). В 20 в. концерты для виолончели написали Э. Эльгар, Э. дАльбер, П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Мийо, Б. Мартину, Ф. Мартен, Б. Бриттен, А. Жоливе, С. Барбер и другие. Пять сонат для виолончели и фортепиано Л. Бетховена (две ор. 5 - 1796; ор. 69 - 1807; две ор. 102 - 1815) положили начало камерным сонатам для данного инструмента; за ними последовали сонаты Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Регера, П. Хиндемита, З. Кодая, Б. Мартину, С. Барбера и др. Сюиты для виолончели соло создали М. Регер, Б. Бриттен и другие, сонаты - П. Хиндемит, З. Кодай и другие. Первую дошедшую до нас русскую сонату для виолончели и фортепиано написал современник М. И. Глинки И. И. Лизогуб (20-е гг. 19 в.), первый концерт - Н. Я. Афанасьев (40-е гг. 19 в.). Концерты для виолончели создали А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, А. К. Глазунов (Концерт-баллада, 1931), концертные "Вариации на тему рококо" - П. И. Чайковский (1876), сонаты для виолончели с фортепиано - С. В. Рахманинов (1902), Н. Я. Мясковский (1911) и другие. Яркого расцвета достигла виолончельная литература в творчестве советских композиторов. Концерты для виолончели написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и другие; сонаты - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и другие. Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы 18 в., - итальянец Л. Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление 19 в. представляют немецкий виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогическое значение). Художественный расцвет виолончельного искусства начиная с конца 19 в. связан прежде всего с исполнит. деятельностью выдающегося испанского музыканта П. Касальса, а позднее - Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди.. Среди современных зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро… Русское виолончельное искусство 18 и 1-й пол. 19 в. выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов). Высокого профессионального уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнительской деятельности К. Ю. Давыдова русская виолончельная школа становится одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им русской классической виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный. Старшее поколение советских виолончелистов (А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев.) передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой; среди крупнейших представителей этой школы - С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов международных конкурсов. Итак, мы рассказали вам про историю виолончели, но не упомянули ничего о её строении. Пора исправляться! Виолончель состоит: 1)Головка. 2)Гриф.
Вторая часть виолончели – гриф. На нём, как и на гитаре, есть порожек, в специальных пазах которого проходят струны (ля, ре-малой октавы, соль, до-большой), далее шейка, пятка. Третья часть – это корпус. Он состоит из верхней деки, нижней деки, обечайки (это бок), эфы (f – образное отверстие в корпусе, служат как резонаторы), подставки, подгрифника, машинок, петли, пуговицы и шпиля. Если смотреть на классическую виолончель, то по краям верхней деки можно увидеть нарисованную двойную линию-это называется ус. Распорка внутри корпуса под подставкой – это дужка. Она является «позвоночником» всего инструмента. Виолончельный смычок бывает разных размеров - Имеет размеры: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Состоит из:
Местоположение контакта струны с волосом смычка называется игровой точкой. В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр. Наклон смычка в сторону грифа делают для:
Перед игрой смычок натирают канифолью. Это нужно, чтобы ваша виолончель «пела». В принципе, этому есть простое объяснение – улучшается сила трения, смычок скользит по струнам легче и звук при этом становится лучше. Но! Не забывайте после каждой игры протирать свой инструмент – канифоль очень плохо влияет на лаковое покрытие, а так же на дерево инструмента, что впоследствии может серьезно исказить её звучание. Ещё канифоль скапливается на струнах – потому удалять её нужно и со струн, мягкой тряпочкой. Так же желательно помнить, что для каждого струнно-смычкового инструмента – свой тип канифоли. Если вы желаете приобрести виолончель или электро виолончель, а так же комплектующие к ним – то обращайтесь к нам – мы дадим вам полную консультацию по поводу приобретения. Если желаете прочитать произведение А. Клёнова "Секрет Страдивари" - вам сюда.
|
Последнее обновление 16.01.19 21:18 |
Список всех товаров |