Автор статьи Вероника Рымкевич.Статья взята из сообщества в ЖЖ.
Кира Константиновна Сараджева родилась 28 августа 1910 года в Москве, в семье известного музыканта скрипача, дирижёра и профессора консерватории Константина Соломоновича Сараджева (Сараджяна).
Личность отца оказала огромное влияние на музыкальное развитие его детей, все учились музыке. Брат Киры Константин, или Котик, как его звали в семье, обладал уникальным музыкальным слухом и был знаменитым «звонарём московским», сумевшим записать и систематизировать звуковые спектры 317 колоколов-благовестников Москвы и Московской области.
Сестра Ада, так же как и Кира выбрала арфу и играла в оркестре Большого театра. Другая сестра - Тамара, много лет играла на скрипке в оркестре Московской филармонии. Но, из всех детей, именно Кира унаследовала не только музыкальную одарённость, но и жизненную энергию, просветительскую страсть и педагогический темперамент своего отца.
В 1924 году, Кира поступила в класс Николая Гавриловича Парфёнова, ученика легендарного арфиста и основателя русской арфовой школы А.И. Слепушкина и всю свою долгую творческую жизнь неустанно пропагандировала принципы постановки рук, кистевого движения и извлечения звука, известные как «Метод профессора Слепушкина».
Продолжив дело своего трагически погибшего во времена репрессий учителя, Кира Сараджева постоянно работала над расширением арфового репертуара и созданием переложений для арфы образцов классической музыки. Ею были изданы обработки пьес Мусоргского, Прелюдии и каприччио Г.-Ф. Генделя, Прелюдии из цикла «Детский уголок» К. Дебюсси, а так же четыре сборника этюдов зарубежный и отечественных авторов, сборники оригинальных арфовых пьес «Западные композиторы ХХ века» и сборник «Камерная музыка для арфы».
В 2001 году была издана книга «Об исполнительском мастерстве арфиста», где Сараджева сформулировала основные положения отечественной арфовой школы и некоторые собственные методические находки. <
Играть в оркестре Сараджева начала ещё в детстве, когда за дирижёрским пультом стоял её отец, и к началу профессиональной деятельности приобрела опыт и навыки, которые сделали вчерашнюю студентку одной из самых опытных исполнительниц оркестровых партий. С 1931 года Сараджева - солистка оркестра Радиокомитета, с 1933 – оркестра Музыкального театра им. Вс. Немировича – Данченко.
В 1935 г. Сараджева по конкурсу была зачислена в оркестр Государственного Академического Большого театра, где многие годы работала в должности ведущей солистки, а это была «эпоха великих дирижёров Большого»: Н. Голованова, Ю. Файера, А. Мелик-Пашаева, Б. Хайкина.
Кстати, Борис Хайкин был учеником Константина Соломоновича Сараджева и с благодарностью писал о нём в своих воспоминаниях.
Преподавательская деятельность Киры Константиновны началась ещё до войны, в 1937 году, в начале в детской музыкальной школе, затем в Музыкальном училище им. Гнесиных (1939 – 41) и в ЦМШ при Московской консерватории (1945 – 54 гг.)
В 1954 году, Кира Константиновна Сараджева получила приглашение профессора Ксении Эрдели преподавать в ГМПИ им. Гнесиных и за следующие 36 лет она воспитала и выпустила 42 студентки, которые успешно работают в Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске, Луганске, Саратове, в Армении и на Украине, в Казахстане и Македонии, в Израиле и, конечно, в Москве: в музыкальных школах, театрах и в оркестре Президента Российской Федерации – играет ученица Сараджевой.
В этом году, Российская ассоциация педагогов – арфистов и Российская Академия музыки отметили 100-летие со дня рождения Киры Константиновны Сараджевой. Источники информации: Биографическая справка, составленная О. Синиловой Фотографии из книг: А. Цветаева и Н. Сараджев «Мастер волшебного звона» К. Сараджева «Об исполнительском мастерстве арфиста»
|