Великие арфисты

Великие арфисты.



Сараджева Кира Константиновна. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
02.07.10 11:48

Автор статьи Вероника Рымкевич.Статья взята из сообщества в ЖЖ.


Кира Константиновна Сараджева родилась 28 августа 1910 года в Москве, в семье известного музыканта скрипача, дирижёра и профессора консерватории Константина Соломоновича Сараджева (Сараджяна).

Личность отца оказала огромное влияние на музыкальное развитие его детей, все учились музыке. Брат Киры  Константин, или Котик, как его звали в семье, обладал уникальным музыкальным слухом и был знаменитым «звонарём московским», сумевшим записать и систематизировать звуковые спектры 317 колоколов-благовестников Москвы и Московской области.



Сестра  Ада, так же как и Кира выбрала арфу и играла в оркестре Большого театра. Другая сестра -  Тамара,  много лет играла на скрипке в оркестре Московской филармонии. Но, из всех детей, именно Кира унаследовала не только музыкальную одарённость, но и жизненную энергию, просветительскую страсть и педагогический темперамент своего отца.

В 1924 году, Кира поступила в класс Николая Гавриловича Парфёнова, ученика легендарного арфиста и основателя русской арфовой школы А.И. Слепушкина и всю свою долгую творческую жизнь неустанно пропагандировала принципы постановки рук, кистевого движения и извлечения звука, известные как «Метод профессора Слепушкина».

Продолжив дело своего трагически погибшего во времена репрессий учителя, Кира Сараджева постоянно работала над расширением арфового репертуара и созданием переложений для арфы образцов классической музыки. Ею были изданы обработки пьес Мусоргского,  Прелюдии и каприччио Г.-Ф. Генделя, Прелюдии из цикла «Детский уголок» К. Дебюсси, а так же четыре сборника этюдов зарубежный и отечественных авторов, сборники оригинальных арфовых пьес «Западные композиторы ХХ века» и сборник «Камерная музыка для арфы».

В 2001 году была издана книга «Об исполнительском мастерстве арфиста», где Сараджева сформулировала основные положения отечественной арфовой школы и некоторые собственные методические находки.
<

Играть в оркестре Сараджева начала ещё в детстве, когда за дирижёрским пультом стоял её отец, и к началу профессиональной деятельности приобрела опыт и навыки, которые сделали вчерашнюю студентку одной из самых опытных исполнительниц оркестровых партий. С 1931 года Сараджева - солистка оркестра Радиокомитета, с 1933 – оркестра Музыкального театра им. Вс. Немировича – Данченко.

В 1935 г. Сараджева по конкурсу была зачислена в оркестр Государственного Академического Большого театра, где многие годы работала в должности ведущей солистки, а это была «эпоха великих дирижёров Большого»: Н. Голованова, Ю. Файера, А. Мелик-Пашаева, Б. Хайкина.




Кстати, Борис Хайкин был учеником Константина Соломоновича Сараджева и с благодарностью писал о нём в своих воспоминаниях.

Преподавательская деятельность Киры Константиновны началась ещё до войны, в 1937 году, в начале в детской музыкальной школе, затем в Музыкальном училище им. Гнесиных (1939 – 41) и в ЦМШ при Московской консерватории (1945 – 54 гг.)



В 1954 году, Кира Константиновна Сараджева получила приглашение профессора Ксении Эрдели преподавать в ГМПИ им. Гнесиных и за следующие 36 лет она воспитала и выпустила 42 студентки, которые успешно работают в Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске, Луганске, Саратове, в Армении и на Украине, в Казахстане и Македонии, в Израиле и, конечно, в Москве: в музыкальных школах, театрах и в оркестре Президента Российской Федерации – играет ученица Сараджевой.



В этом году, Российская ассоциация педагогов – арфистов и Российская Академия музыки отметили 100-летие со дня рождения Киры Константиновны Сараджевой.

Источники информации:
Биографическая справка, составленная О. Синиловой
Фотографии из книг:
А. Цветаева и Н. Сараджев «Мастер волшебного звона»
К. Сараджева «Об исполнительском мастерстве арфиста»

Последнее обновление 14.11.10 00:50
 
Синицына Елена Андреевна PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
02.07.10 07:16

Елена Андреевна (р. 17(30) IV 1906, Одесса) - советская арфистка и педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1956). В 1923 окончила Одесскую консерваторию у В. К. Аттала, с этого же года артистка симфонических оркестров Харькова, Баку, Новосибирска, Одессы. В 1927-72 солистка оркестра Ленинградской филармонии, играла в оркестре под управлением Е. А. Мравинского, О. Фрида, Г. Абендрота, О. Клемперера, Э. Ансерме, В. Ферреро. Принимала участие в 1-м исполнении в Ленинграде квинтета Д. С. Бортнянского (1937), концерта для арфы с оркестром Р. М. Глиэра (1939), в исполнении концерта для флейты и арфы с оркестром В. А. Моцарта, "Интродукции и Allegro" M. Равеля в переложении для арфы с оркестром народных инструментов, сонаты для флейты, альта и арфы К. Дебюсси и другими. Неоднократно выступала в Ленингр. театре оперы и балета. С 1927 преподаватель Ленинградской консерватории (с 1969 профессор). Среди её учеников - H. H. Толстая. Синицыной принадлежит множество транскрипций для арфы произведений эпохи барокко, обработок классических пьес для арфы. Составитель ряда выпусков издания "Оркестровые трудности для арфы" (включают отрывки из сочинений русских композиторов).

Последнее обновление 23.10.10 11:27
 
Мчеделов (Мчедлишвили) Михаил Павлович. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
02.07.10 07:11

Информация взята отсюда.

1903-1974 гг.

Педагог (арфа),
Заслуженный работник культуры РСФСР.

Родился в Батуми в 1903 г.

(Юбилей,1973 г.)

Деятельность Мчеделова была чрезвычайно многогранна: солист-арфист, артист оркестра, композитор, педагог и методист.
Среди его учениц – такие музыканты как Элеонора Кузьмичёва, Эмилия Москвитина, Инга Костринская, Елена Ильинская, Светлана Парамонова, Наталья Цехановская, и многие другие. Всего он воспитал 96 арфистов, выпускников ЦМШ и АМУ при МГК им. П. И. Чайковского, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Тбилисской консерватории им. Вано Сараджишвили.

Ученые степени, звания, награды.

1947 г. – Мчеделов утверждён в звании доцента по классу арфы. 
1966 г. – ему присваивается звание Заслуженного работника культуры РСФСР.
Михаил Павлович являлся вице-президентом отечественной Ассоциации Арфистов.

Публикации, методические работы.

Как композитор Мчеделов обогатил концертный и педагогический репертуар арфистов, придав этому, доселе только оркестровому инструменту, яркий концертный сольный блеск. Им создана «Школа игры на арфе», лежащая ныне в основе обучения молодых арфистов (редактор А. И. Слепушкин). Ему принадлежат сборники пьес, этюдов, упражнений.

Образование.

Когда Мчеделову было 20 лет, он поступил в Тбилисскую консерваторию им. Вано Сараджишвили в класс арфы Ларисы Сычуговой.
1925 г. – при содействии М. М. Иполлитова-Иванова был командирован наркомпросом Грузии в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского и зачислен на рабфак.
1934 г. – Мчеделов закончил МГК им. П. И. Чайковского в классе арфы М. Г. Парфёнова.

Трудовая (педагогическая и другая) деятельность.

1930-32 гг. – работает в оркестре МГК им. П. И. Чайковского п/у проф. Н. С. Голованова и К. С. Сараджева.
1933-41 гг. – работу в Государственном симфоническом оркестре СССР, а также в оркестре Московской филармонии совмещает с работой в оркестре Театра оперы и балета им. Станиславского и Немировича-Данченко и в оркестре передвижного театра Московской оперы, а также в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного Радиокомитета.

Во время войны (июнь 1941 года) был в ополчении, но освобождён от воинской обязанности по причине тяжёлого заболевания, направлен на лечение в Кисловодск, а потом - на постоянное место жительства в Тбилиси. Там Мчеделов преподавал в Консерватории, работал солистом в Симфоническом оркестре Грузинской филармонии и драматическом театре им. Шота Руставели.
1943 г. – Мчеделов вернулся в Москву и начал работать педагогом в Музыкальном училище при МГК им. П. И. Чайковского и Большом симфоническом оркестре Всесоюзного Радиокомитета.
1944-48 гг. – работал в оркестре Государственного театра им. Вахтангова.

(Преподаватели струнного отделения. 1965 год)

Концертная деятельность.

В целом, за время оркестровой деятельности сотрудничал с такими дирижёрами как Мравинский, Хайкин, Голованов, Орлов, Дезире-Дефо, Коутс, Клемперер, Митропулос, Себастьян, Ансермэ, Фительберг, Фрид, Зеки-бей, Штейнберг, Курт Зандерлинг и другие.

Михаил Павлович вёл обширную переписку с арфистами зарубежных стран:

  • Добродинский (Bedrich Dobrodinsky) (Чехословакия)
  • Карел Патрас (Karel Patras) (Чехословакия)
  • Пьер Жамэ (Pierre Jamet) (Франция)
  • Аристид фон Вюрцлер (Aristid Von Wurzler) (США)
  • Кристина Ставраке (Christine Stavrache) (США)
  • Генрих Романн (Венгрия)
  • Хеди Лубик (Hedi Lubik) (Венгрия)
  • Владимир Гаас (Vladimir Haas) (Польша).
Михаил Павлович Мчеделов внёс неоценимый вклад в историю развития отечественного арфового искусства.

 

 


 

Из воспоминаний о М. П. Мчеделове

Человек большой эрудиции, высокой культуры, Михаил Павлович воспитывал в своих учениках любовь к музыке, преданность своей профессии. Все свои знания, богатейший опыт и тепло своего сердца он отдавал любимому делу. Он был не только прекрасным специалистом, музыкантом-профессионалом, но и выдающимся педагогом-воспитателем, другом своих учеников, помощником и советчиком в жизни. Выступления учениц Михаила Павловича становилась подлинным украшением отчетных концертов училища в Большом и Малом залах консерватории.

Многие из его воспитанниц в настоящее время работают в разных уголках нашей страны, занимают ведущее положение в симфонических оркестрах, музыкальных театрах и учебных заведениях. Лучшие из них стали лауреатами Всесоюзных и Международных конкурсов. Это заслуженная артистка РСФСР Э.Москвитина, Э.Кузьмичева, Н.Цехановская, И.Коткина, Л.Янчишина, В.Данилова.

Талантом организатора и воспитателя была отмечена административная деятельность М.П. Мчеделова. Много лет Михаил Павлович работал заместителем директора по учебной части: он был тесно связан со всеми отделами училища, прекрасно знал всех пианистов и теоретиков, вокалистов и дирижеров, всегда проявляя терпение и благожелательность в вопросах воспитания учащихся.

Свыше 15 лет Михаил Павлович заведовал струнным отделом училища. В эти годы сформировался замечательный педагогический коллектив струнного отделения; атмосфера на зачетных вечерах и экзаменах была деловой, творческой, овеянной заботой о профессиональном развитом учащихся, об их дальнейшей судьбе.

Как педагог и композитор Михаил Павлович был широко известен как Советском Союзе, так и за рубежом. Он являлся заместителем председателя творческого объединения советских арфистов, был корреспондентом Международной ассоциации арфистов в Париже, вел методическую переписку с зарубежными арфистами из США, Венгрии, Чехословакии, Франции, Японии и др.

Трудно переоценить вклад в развитие советского арфового искусства, который внес Михаил Павлович Мчеделов.

 

Преподаватель класса арфы училища
М.Ф. Масленникова
апрель 1987 г.

"Арфа и в наше время не была только женской монополией. Во время моей учебы в Мерзляковке еще был жив Михаил Павлович Мчеделов. Прекрасный арфист и педагог. Среди его учеников достаточно назвать Эмилию Москвитину." - отзыв,найденный в интернете.

Одно из его произведений, сыграное юнным арфистом

И ещё одно.

Последнее обновление 28.12.10 03:34
 
Горелова Мария Дмитриевна PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
02.07.10 06:57

Мария Дмитриевна (6 (18) III 1896, Петербург - 13 VIII 1975, Москва) - советская арфистка. В 1906-1917 обучалась игре на арфе в Петербургской консерватории у Е. А. Вальтер-Кюне. С 1927 артистка оркестра Государственного еврейского театра, в 1930-41 и 1944-47 солистка Большого театра. С 1941 артистка Горьковской, в 1942-43 - Ивановской филармоний. Репертуар Марии Дмитриевны включал множество оригинальные сочинений для арфы русских и зарубежых композиторов, а также переложения для арфы произведений, написанных для других инструментов. Исполнение артистки отличалось полным, красивым звуком, одухотворённостью. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Москва, 1935).

И ещё - взято с сайта.

Хроника вандализма
Апрель 1998 года.
На памятнике солистки Большого театра Марии Дмитриевны Гореловой срезаны бронзовые струны.

Люди... Берегите памятники наших арфистов.

Автор фотографии - Анна Богун.

Последнее обновление 05.03.11 17:00
 
Корчинская Мария Александровна PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
01.07.10 19:31

Мария Александровна Корчинская (англ. Maria Korchinska; 17 февраля 1895, Москва — 17 апреля 1982, Лондон) — российско-британская арфистка и музыкальный педагог.

Окончила Московскую консерваторию с золотой медалью (1911), ученица Ксении Эрдели и Александра Слепушкина. Играла в оркестре Сергея Кусевицкого, в 1918 г. после смерти Слепушкина возглавила кафедру арфы в Московской консерватории (среди её учеников, в частности, Вера Дулова). С 1922 г. выступала в составе Персимфанса, играла также в оркестре Большого театра.

В 1922 г. вышла замуж за графа Константина Александровича Бенкендорфа (1880—1959), сына последнего посла Российской империи в Великобритании, и благодаря этому в 1924 г. получила возможность выехать с семьёй в Великобританию. Выступала в Великобритании и других странах Европы как солистка и в составе различных ансамблей. Корчинской посвящена Соната для арфы и альта Арнольда Бакса. В 1960 г. вместе с Фией Бергхаут выступила организатором и руководителем ежегодного фестиваля «Неделя арфы» в Нидерландах.

Последнее обновление 28.12.10 03:36
 
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 7

Портал Поставщиков

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Авторизация






Моя корзина




Ваша корзина пуста.

Поиск товаров

Поиск статей

Производители




Наши посетители

Наша музыка

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions