Вильгельм Поссе Печать
Добавил(а) Безликий   
23.10.10 11:19

Автор статьи - Вероника Рымкевич.

Фотографии взяты отсюда.

15 октября 1852 года в городе Бромберг, в семье военного музыканта Поссе (Posse) родился сын – Вильгельм. 157 лет спустя, город на берегу реки Висла вернул себе польское название Быдгощ (Bydgoszcz), а Вильгельм Поссе – вошел в историю музыки, как немецкий арфист, педагог и композитор.

Отец Поссе с военной строгостью принялся учить своего сына музыке. Но Поссе – старший был флейтист, а игре на арфе мальчик учился самостоятельно и добился в этом больших успехов. Трудно себе это представить, но в возрасте восьми (!) лет, в Итальянской опере в Берлине, он аккомпанировал Аделине Патти. Ноги мальчика не доставали до педалей и ему сделали специальные металлические накладки на ботинки.

В 1863 году, чудо-ребёнок отправляется в турне вместе с отцом и гастролирует по югу России. Его концерты слушали в Тифлисе и в Одессе. И, конечно же, в Павловске, вместе с оркестром Иоганна Штрауса.

В 1864 – Поссе поступает в Академию Куллака в Берлине, в класс профессора Гримма. По окончании (в 1878 г.) – принят на должность солиста Берлинской Королевской оперы, где проработал до 1903 года.

Игру Вильгельма Поссе высоко ценил не только «король вальсов» Штраус,  но и Ференц Лист, который называл его «Величайшим арфистом со времён Пэриш-Алварса». С Листом Поссе связывала многолетняя дружба и профессиональное сотрудничество. Услышав, как Поссе исполняет Шопена в собственной транскрипции, Лист попросил его сделать транскрипцию Angelus: "Priere Aux Anges Gardiens" для арфы и добавить свою каденцию. Увы, ноты этой транскрипции утеряны.

Вильгельм Поссе создал свою исполнительскую школу, но, к сожалению, не оставил никаких записей. Его приёмы усвоили и развили его многочисленные ученики в Академии музыки и в берлинской Высшей музыкальной школе, профессором которой Поссе стал в 1910 году. Среди сочинений Поссе для арфы - "5 небольших характерных пьес", "6 небольших пьес", сб. технических этюдов, "8 больших концертных этюдов". Метод преподавания Поссе получил особенно наглядное отражение в его "8 больших концертных этюдах".

По воспоминания учеников (и учеников его учеников, например Марии Корчинской) пальцы у Поссе были недлинные с очень развитыми «подушечками». Он обладал сильным звуком и исключительно чёткой техникой исполнения быстрых пассажей и эффектных октавных глиссандо.


Мы можем уверенно говорить, о большом влиянии Вильгельма Поссе на формирование русской арфовой школы, не только благодаря восьми концертным этюдам, которые по своей технической ценности равносильны курсу консерваторского образования, но и благодаря тому, что у Поссе учился Александр Иванович Слепушкин – создатель метода игры на арфе, которым мы пользуемся до сих пор.

Последнее обновление 14.11.10 00:57